Научная деятельность

Кафедра стилистики, риторики и культуры речи сотрудничает с Московским педагогическим государственным университетом, Ярославским педагогическим государственным университетом, Кузбасской педагогической академией, Всероссийской риторической ассоциацией, Астраханским педагогическим университетом, Институтом русского языка им. А.С. Пушкина
 
Семинары: 1. Всероссийский научно-практический семинар «Речевая культура преподавателя современной высшей школы» (г. Саранск, 8-11 октября 2007 г.). 2. Всероссийский научно-практический семинар «Культура речи и деловое общения (г. Саранск, 24-29 сентября 2008 г.). 3. Международная научная конференция «Русский язык в контексте национальной культуры» (г. Саранск, 27-28 мая 2010г.). 
 

Учёные кафедры ведут научные и методические разработки по нескольким актуальным направлениям современной лингвистики, лингводидактики и речеведения: педагогическая и школьная риторика, коммуникативная личность, индивидуальный стиль речи (Филиппова О.В.), лингвистическая терминология (Арискина О.Л., Ребрушкина И.А), языковая личность (О.Л. Арискина, Е.А. Дрянгина, Л.Н. Денисова), деловая риторика, научно-учебная коммуникация (Н.В. Сивцова), язык и стиль древнерусских письменных памятников (Д.В. Фролов), методика обучения русскому языку как иностранному (Филиппова О.В., Шманова М.В.), методика обучения речи учащихся-билингвов (О.О. Карасёва).

В рамках каждого направления исследования ведутся совместно со студентами и аспирантами, проявившими интерес к данным проблемам науки. Благодаря научно-методической деятельности членов кафедры студенты приобщаются к научной работе с первых курсов: выступают с докладами на конференциях молодых ученых, «Огаревских чтениях», участвуют во Всероссийских конкурсах, публикуют статьи в различных вузовских, межвузовских и всероссийских изданиях, включая издания, рекомендованные ВАК.

На кафедре действует научно-методологический семинар, куда приглашаются все желающие для обсуждения актуальных проблем терминоведения, лингвостилистики, риторики и лингводидактики. Научно-исследовательские и просветительские проекты кафедры неоднократно получали грантовую поддержку фондов РГНФ, фонда Президента РФ, «Русский мир», Министерства образования и науки РФ. Результаты деятельности кафедры представлены в виде монографий «Профессиональная речь учителя в ситуации национально-русского двуязычия» (Н.Д. Десяева, О. В. Филиппова и др. - Саранск, 2004), «Актуальные проблемы функционирования лингвистической терминологии в условиях национально-русского двуязычия» ((Н.Д. Десяева, О. В. Филиппова, О. Л. Арискина, И. А. Рёбрушкина, Н. В. Сивцова и др. - Саранск, 2008), «Языковая ситуация и языковая политика в Республике Мордовия» (О. Л. Арискина, О. В. Филиппова, И. А. Рёбрушкина, Н. В. Сивцова, М. В. Шманова и др. - Саранск, 2011), «История возникновения и развития русской лингвистической мысли: эволюция учения о морфемике и словообразовании (XVI – XVIIIвв.) (О. Л. Арискина. – Саранск, 2011), «Роль языковой личности грамматистов XVI – XVIII вв. в развитии русской лингвистической науки» (О. Л. Арискина, Е. А. Дрянгина. – Саранск, 2013), учебных пособий по русскому языку и культуре речи, социолингвистике, практикуму по орфографии методике преподавания русского языка, риторике, культуре профессиональной речи педагога и др.

 Кафедра принимала участие в организации конференций («Русский язык в контексте национальной культуры» (2010, 2012), Русский язык как государственный язык Российской Федерации в условиях полиэтнического и поликультурного региона (2013), семинаров («Речевая культура преподавателя высшей школы» (2007), «Культура речи и деловое общение» (2008).

Результаты деятельности кафедры имеют важное значение для повышения качества подготовки специалистов в вузе, развития науки и культуры, укрепления межэтнических контактов в регионе и за его пределами.

Преподаватели кафедры входят в состав жюри городских и республиканских научно-практических конференций школьников, осуществляют научное консультирование по вопросам риторической культуры. При кафедре действует аспирантура по специальности 10.02.01 – «Русский язык», 10.02.19 - «Теория языка», 13.00.02 – «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык)», обучаясь в которой наиболее способные, талантливые выпускники вуза могут повысить уровень своего образования и, получив диплом кандидата наук, значительно увеличить перспективы для своей карьеры.

В данной категории нет материалов.